Библиомобили и передвижные библиотеки: история и современность

Передвижная библиотека — транспортное средство (обычно автобус, иногда грузовик), оборудованное полками или витринами для транспортировки книг. Удобно для маленьких и отдалённых населённых пунктов, где создание обычной библиотеки нецелесообразно. В западных странах мобильные библиотеки иногда предназначались для инвалидов, имеющих ограничения в движении, однако этот сервис вытеснил интернет и простой заказ по телефону. В Кении для этой цели используют вьючных животных, а в Венесуэле книги доставляют в труднодоступные горные районы на ослах и мулах (по информации https://ru.wikipedia.org/wiki/Передвижная_библиотека).

 

Считается, что первый книгомобиль появился в Уоррингтоне, Англия в конце 1850-х годов. Это была повозка с лошадьми. За первый год обслуживания жителям раздали около 12 000 книг.

Позже мобильные библиотеки были установлены внутри автомобилей. Они достигли пика своей популярности в середине XX столетия.

В США первая передвижная библиотека появилась в 1904 году (по другим данным в 1905 году) в штате Мэриленд; её автором стала Мэри Титкомб. В Германии впервые появилась такая библиотека в 1920-е в городе Мюнхене на базе трамвая. В 1926 муниципальная библиотека города Вормс организовала автобус. В 1960-е годы появилась передвижная библиотека для подростков и юношества в кварталах Нью-Йорка, где жили выходцы из Африки. В конце ХХ века была признана неэффективность передвижных библиотек из-за ограниченных возможностей библиотечных услуг и недостатка печатной продукции. XXI век, несмотря на наличие различных гаджетов и Интернета, начинает вновь осознавать ценность чтения и книги.

В России с 20 марта 2007 г. по Ленинградской области ездит «библиобус» марки Mercedes. С июня 2015 года два библиомобиля работают на территории Новой Москвы (ТИНАО).

Книги не исчезли, и не исчезнут никогда. Это доказано всей историей книги. Во многом благодаря специалистам — библиотекарям, преданным своему делу, которые приходят на помощь тем, кто стремится больше узнать и стать умнее. Тем более интересно посмотреть, с чего началась история передвижных библиотек и как они выглядят сейчас.

 

Самые необычные библиомобили в мире.

 BiebBus – это детская передвижная библиотека в Нидерландах. В отличие от американских, голландские улицы слишком узкие, особенно в густо заселённых районах. Обычному книжному грузовику из США с примерно пятьюдесятью квадратными метрами библиотечного пространства на них не развернуться. Архитектор Йордден Холландер нашёл отличное решение. BiebBus – небольшой вагончик, который растёт вертикально вверх. В нём две комнаты. Одна из них располагается над другой. Помещение внизу занимают полки с семью тысячами детских книг. Сквозь прозрачный потолок видна верхняя комната, оборудованная под чудесную игровую площадку и место для чтения. Площадь BiebBus составляет 52 квадратных метра, и в нём могут поместиться 30-45 детей.

LogosHope – ещё одна плавучая библиотека, самая крупная в мире. Корабль принадлежит благотворительной организации GBA Ships, располагающейся в Германии (GBA означает «GuteBücherfürAlle» – «хорошие книги для всех»). Судно путешествует по миру, популяризуя литературу и собирая деньги на благотворительные нужды. На борту можно посетить книжную ярмарку, на которой представлено более 7 000 наименований: от образовательной до художественной литературы, а также книги по технологиям, истории, философии и искусству. До 500 человек, включая команду и гостей корабля, могут разместиться в 200 каютах. Судно достаточно большое, чтобы вместить до 1000 посетителей за раз. Пока что LogosHope заходил в 75 портов в 47 различных странах и областях. Более 3,6 миллионов гостей побывали на корабле, и больше 4 миллионов книг было продано в книжном магазине на борту.

Библиотечный трамвай — старый трамвайный вагон превратился в ярко раскрашенную передвижную библиотеку и рекламную акцию библиотеки им. Жири Махена в чешском городе Брно. Библиотечный трамвай ездит каждый день по 70-километровому маршруту, предоставляя информацию не только о библиотечных услугах, но и, что не менее важно, о преимуществах цифрового чтения. Посетители могут с помощью своих мобильных телефонов сканировать QR-коды для доступа к веб-сайту библиотеки, просматривать каталог и бесплатно скачивать фрагменты выбранных книг. Этот проект инновационной передвижной библиотеки версии 2.0 называют «Библиотека в трамвае – трамвай до библиотеки», и в 2014 году ему присудили первое место на 12-м международном маркетинговом конкурсе Федерации библиотечных ассоциаций и учреждений.

Библиобурро (от англ. burro – «ослик», прим. перев.). В мире есть места, до которых можно добраться только на одном единственном виде транспортных средств. А тот, ко всему прочему, ещё и кричит по-звериному. Библиотекарь и учитель Луис Сориано на двух осликах, Альфе и Бете, привозит книги в отдалённые деревни в департаменте Магдалена, Колумбия. Его исключительный проект привлёк внимание широкой общественности по всему миру. Как сообщает NewYorkTimes: «Он занялся (проектом) исключительно из убеждения в том, что доставка книг до тех, у кого их нет, поможет хоть немного улучшить жизнь в этом обнищавшем районе, а вместе с ним, возможно, и во всей Колумбии».

Библиомотокарро. Антонио Ла Кава – итальянский учитель на пенсии из Феррандины. После 42 лет преподавания он спросил себя, как ещё он мог бы развивать в детях любовь к чтению? В 2003 году он приобрёл подержанный мопед модели Ape и полностью переоборудовал его, чтобы тот вмещал 700 книг. С тех пор он разъезжает по итальянским деревням, доставляя книги в область Базиликату. О прибытии «Библиомотокарро» оповещает органная мелодия. Задачей Ла Кавы является распространение любви к чтению, ведь незаинтересованность в чтении зачастую появляется со школьной скамьи, когда изучается техника, но не прививается любовь к книгам. Чтение должно приносить удовольствие, а не являться повинностью.

 

КИБО-СИТИ. Сегодня библиомобиль является мобильным универсальным библиотечным комплексом, оснащенным современными информационно-коммуникационными средствами и обладающий актуальными библиотечными фондами на всех видах носителей, является хорошей альтернативой маломощным стационарным библиотекам. Модель Мобильного комплекса информационно-библиотечного обслуживания «КИБО-СИТИ» разработана на базе грузопассажирского микроавтобуса FordTransitJumbo повышенной грузоподъемности и проходимости. Стоит такое удовольствие порядка 4,5 млн. рублей (150 тыс. $). Минимальный штат обслуживающего персонала – 3 сотрудника: водитель, имеющий права категории «С» и обладающий навыками работы с оборудованием в составе комплекса, высококвалифицированный библиотекарь, предоставляющий библиотечные и информационные услуги, методист, формирующий программу работы КИБО и определяющий форматы его использования. Внутри КИБО-СИТИ одновременно могут свободно разместиться до 5 человек.

КИБО-СИТИ имеет две внутренние зоны обслуживания: современный информационный центр с доступом в Интернет и библиотеку с книжными стеллажами. Со слов авторов проекта в Москве для мобильного доступа в интернет по технологии 4G LTE они пользуются услугами Yota, а вот в регионах их выручает Мегафон. На специально оборудованных стеллажах (10 метров книжных полок, которые во время пути плотно закрываются рольставнями, чтобы книги не падали), размещается библиотечный фонд из 1000 разнообразных по тематике книг и 200 мультимедийных изданий на различных носителях (CD, DVD). Книги прижаты друг к другу и в дороге они не болтаются. Стеллажи позволяют размещать издания разных форматов. Роллерная система позволяет выезжать стеллажам из кузова, в результате чего появляется возможность предоставления открытого доступа к фонду библиомобиля. Для проведения мероприятий вокруг КИБО предусмотрены два раздвижных тента, раскладывающиеся столы и стулья, выносной экран, проектор, звукоусиление.

Внутри библиомобиля КИБО-СИТИ 6 стульев и 2 стола (на случай, если надо провести выездную мини-конференцию), ксерокс-факс,большой видеоэкран во всю ширину торцевой стенки, пять ноутбуков OC Win7: 4 стандартных – для библиотекаря и пользователей и один – с большим экраном, настроенный для людей с ограниченными возможностями по зрению и слуху, за которые можно посадить работать посетителей, а также акустическая система 2,0 с микшерным пультом и беспроводными микрофонами.

Современные технологии позволяют осуществлять эффективное энергосбережение (максимальное потреблении электроэнергии 1 кВт). Все лампочки — энергосберегающие, так что 20-ваттная лампа в машине дает свет, как обычная 60-ваттная. Кстати, если подключить всю аппаратуру одновременно, то потребуется не больше 1 киловатт — это мощность обычного электрочайника.

Со слов инженера проекта машина рассчитана на морозы доминус 15 градусов. Чтобы фургон держал тепло, он делается из 5-слойных сэндвич-панелей: пластик, фанера, 50-миллиметровый полистирол, снова фанера и пластик. На все имеется сертификаты качества и без проблем ставится на учет в ГИБДД.

На библиомобиле за счет услуг населению не заработаешь — книги и интернет предоставляются в пользование бесплатно, а сборы от платных услуг вроде распечатывания бумаг копеечные. Проект имеет, прежде всего, социальное значение. Да и обслуживание библиомобиля недешевое – примерно 500 тысяч в год на эксплуатацию.

 

https://www.livelib.ru/translations/post/23355-10-samyh-neobychnyh-peredvizhnyh-bibliotek

https://aofedorov.livejournal.com/230433.html

Кто бы что ни говорил, но люди читают! Просто сегодня они используют для этого разные средства и возможности. Поэтому читайте с удовольствием! А мы вам всегда поможем!