Галерея образов великого Пушкина

К дню рождения поэта – «Галерея образов великого Пушкина»

Эта прекрасная миниатюра написана маслом на металлической пластине художником-дилетантом, французом Ксавье де Местром. Существует мнение, что это первое изображение Пушкина, здесь маленькому Саше примерно два года. Портрет был подарен Софье Матвеевне Великопольской — дочери семейного врача и друга семьи Пушкиных. Больше ста лет портрет бережно хранился в семействе Великопольских. Сейчас драгоценная реликвия находится в Московском музее, посвященном А. С. Пушкину.

Акварельный портрет написал с натуры Чириков Сергей Гаврилович – гувернёр и учитель рисования Александра Пушкина в Царскосельском Лицее в 1810 году. А в 1928 году в Москве на толкучем рынке этот портрет мальчика Пушкина приобрел переводчик, пушкинист Руслов В. В. у неизвестной старушки. Портрет был в очень плохом состоянии, а владелица ничего не могла поведать о его происхождении. Позже Пушкинский Дом (Институт русской литературы) выкупил у Руслова этот портрет за довольно большую по тем временам сумму — 200 рублей.

Данная гравюра пунктиром на меди выполнена художником немецкого происхождения Егором Ивановичем Гейтманом с рисунка Карла Павловича Брюллова. Этот гравированный портрет был помещен в иллюстрациях к первому изданию поэмы А. С. Пушкина «Кавказский пленник», но поэту он не понравился и больше не печатался.

Образ Саши Пушкина – лицеиста запечатлен советским художником-графиком Юрием Валентиновичем Ивановым, который является автором множества книжных иллюстраций. Здесь мы видим юного мечтательного Александра, который, казалось, говорит:

«Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз».

Этот портрет работы художника Соколова Петра Федоровича украшает Всероссийский музей А. С. Пушкина города Санкт-Петербурга. Любимая поза поэта со скрещенными на груди руками – таким его изобразил мастер в 1836 году.

Еще один портрет по заказу самого Пушкина выполнен художником Тропининым Василием Андреевичем и преподнесен Соболевскому С. А. – современнику и другу поэта. Он также находится во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге. 

А это Александр Сергеевич на литографии Густава Адольфа Гиппиуса – немецкого художника-портретиста. Этот портрет, рисованный, по мнению исследователей, с натуры, относится к 1827-1828 г.г.

И снова вернемся во Всероссийский музей А. С. Пушкина Санкт-Петербурга. Илья Ефимович Репин изобразил на своей знаменитой картине «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года» исторический сюжет, когда юный гений читает свое стихотворение оживившейся публике и восхищенному его талантом знаменитому поэту Державину.  

Одесский художественный музей в Украине имеет в коллекции уникальную в своем роде картину «А. С. Пушкин на берегу Черного моря» двух великих мастеров художественного искусства Айвазовского И. К. и Репина И. Е. Они написали эту картину совместно — дивное море Айвазовского и одинокая фигура свободолюбивого поэта, выполненная Репиным.

История этого портрета художника Линева Ивана Логиновича окутана загадкой и тайной. Считается, что это последний портрет Пушкина, написанный при его жизни в 1836-1837 г.г. Однако, существует и другая версия создания этого произведения. Когда И. С. Тургенев принес локон с головы умершего поэта в дом Линева, тот незамедлительно пошел в дом на набережной Мойки, чтобы проститься с Пушкиным и долго стоял у гроба, всматриваясь в его мертвое лицо, точно стараясь навсегда запомнить, чтобы потом «воскресить» в своей картине. Как бы то ни было, это последний образ великого поэта, созданный в его эпоху – «Золотой век» русской поэзии.