Народные промыслы Урала

Когда говорят «народные промыслы», сразу представляется русская изба. Вечер, летняя страда окончена, и хозяева занимаются лёгкими, на крестьянский взгляд, делами – плетут кружева, расписывают прялки, лепят свистульки, разрисовывают деревянные ложки…

Но уральские народные промыслы – это не то, что можно делать зимними вечерами в избе. Литьё из чугуна! Основой жизни на Урале был Завод – и народные промыслы расцветали при заводах. Например, знаменитое каслинское литьё. Сначала из чугуна лили пушки, потом научились делать красивые ажурные решётки для домов, мостов, каминов (чугунный камин весил 36 пудов).

Их отправляли в Москву на продажу, а в 1830 – 40-х годах вошли в моду чугунные ажурные браслеты невероятной красоты и тонкости.

В конце ХIХ века Каслинский чугунный завод делал вазы, пепельницы, чернильницы, статуэтки.

А в 1900 году на Всемирной выставке в Париже ажурный чугунный павильон из неизвестного в Европе города Касли получил высшую награду, вызвав всеобщий восторг.

Ещё один шедевр уральского ремесла – нижнетагильский лаковый поднос.

Тагильский поднос известен с 1747 г. Получил признание благодаря лаковой живописи по металлу. С середины XIX века подносы стали коваться из одного листа с просечными ручками. Расписывались фруктами, растительными и цветочными узорами, особенно сказочным цветком – «тагильской розой» на фоне, имитировавшем малахит или дерево.

Уникальная техника лаковой росписи была придумана отнюдь не под Москвой, а на уральских заводах купцов Демидовых, в Нижнем Тагиле. Крепостной Худояров изобрел «хрустальный» лак, который «на железе, меди и дереве ни мало не трескается». Особая техника росписи развивалась в Тагиле с конца XVIII века, затем ее освоили и в других мастерских – очень уж всем нравились эти нарядные подносы с красивыми букетами цветов!

Чем же нижнетагильский поднос отличался от других, например, жостовских?

Во-первых, росписью. В Жостове и других местах каждую краску клали отдельно. А тагильский мастер набирал на кисть сразу несколько красок – и одним мазком рисовал лепесток разных оттенков.

Во-вторых, удивительным хрустальным лаком, который изобрёл нижнетагильский крепостной Демидовых Андрей Степанович Худояров. Совершенно прозрачный, он не процарапывался ножом, не коробился в огне, не травился кислотой; на покрытые этим лаком изделия можно было ставить горячий самовар и проливать кипяток. Рецепт этого лака мастерами хранился в тайне. Сейчас в Нижнем Тагиле тоже делают подносы, но лак на них похуже качеством – секрет хрустального лака утерян.

И ещё одну вещь делали на Урале так, как нигде в мире: узорчатые клинки.

Вообще-то орнаменты гравировали на холодном оружии давно и в разных местностях Европы и Азии, но не на Урале XVII – XVIII веков – там отливали чугунные пушки и не мечтали о драгоценных клинках. Но в 1815 году, после победы над Наполеоном, к русскому офицерству стали относиться не так, как до войны. И в столице решили: должны быть у нас собственные украшенные клинки. Сначала выписали мастеров из Германии, потом и сами придумали новый способ гравировки клинка. Немецкие мастера покрывали всю поверхность клинка киноварью и на ней процарапывали рисунок. После того как изделие протравили кислотой, поверхность клинка оставалась блестящей, а рисунок – матовым. Златоустовцы поступали по-другому: наносили киноварью рисунок, а вытравляли весь клинок. Рисовать киноварью было легче, чем процарапывать, рисунки можно делать более сложные и красивые. И появились на златоустовских саблях многофигурные картины, сцены сражений – древних и современных.

Например, на сабле «Бородинское сражение» красовались развёрнутая панорама баталии и фрагмент конного сражения, а на украшениях были перекрещенные сабли, копья, ножи, лавровые венки, барабаны, кивера.

На охотничьих ножах изображали сцены охоты на медведя и кабана.

Такого не делали нигде в мире. Время сохранило для нас имена многих оружейников, самым прославленным из которых был Иван Николаевич Бушуев по прозвищу Иванко-Крылатко – за то, что любил рисовать на клинках крылатых коней.

Так и озаглавлен бажовский сказ о нём.

Последняя работа Бушуева – доспехи, для Александра II.

Однако Александр ни разу их не надевал.

Дело в том, что мастера работали над доспехами 4 года, за это время наследник престола вырос, и вооружения ему оказались малы. Эта работа уникальна тем, что нигде в мире рыцарские доспехи, предназначенные для боя, не украшались.

Доспехи украшены гравюрами, воронением и золотом и серебром: на нагруднике изображение Медузы Горгоны, а на шлеме мастера разместили изображение Сфинкса.

За работу Николай Первый щедро наградил златоустовских мастеров. Николай Первый отблагодарил мастеров по-императорски. Он подарил им на всех 3 тысячи рублей, большие деньги по тем временам. При этом стоимость самих доспехов тогда мастера оценили в 1643 рубля.

Ивану Николаевичу Бушуеву в Златоусте 26 декабря 1988 года открыт памятник.

Кроме традиционных шпаг, сабель с середины XIX века Златоустовская оружейная фабрика начинает украшать предметы быта

и подарки – панно, различные шкатулки, ларцы, подносы,

а также предметы церковной утвари.

Используя свойства металла, художники добиваются богатой гаммы оттенков, что придаёт изделиям неповторимое изящество.

Но самым знаменитым на Урале было камнерезное искусство.