С конца ХIХ в. ярче стала проявляться тенденция усложнения этнического состава населения Урала. Она была вызвана глубокими изменениями в социально-экономическом и культурном развитии Росcии.
В годы проведения аграрной столыпинской реформы усилилось переселение из густозаселенных районов России в восточные, в том числе уральские земли. В Оханском и Верхотурском уездах строительство новых поселений вели русские, белорусы и эстонцы из Псковской и Могилёвской губерний. В 1920 г. в Прикамье белорусов проживало 3250 человек, эстонцев – 702 чел. Переселенцы принесли на Урал опыт хозяйствования и культурные традиции. К сожалению, проводимая коллективизация разорила крестьянство из западных российских губерний.
Урал привлёк внимание латышей и литовцев. В Пермской губернии в 1920 г. латышей насчитывалось 1500 чел., литовцев – 536. Среди новых народов числились поляки – в основном потомки людей, высланных из Польши, и немцы. На Среднем Урале, по данным 1920 г., поляков насчитывалось 2370 чел., немцев – 3630 чел.
В первой четверти ХХ в. на Среднем Урале интенсивно формировалось еврейское население. Основу его составили потомки отставных солдат и ссыльных. В годы первой мировой войны немало прибыло беженцев и депортированных из западных городов. Численность евреев в 1920 году составила 3170 человек.
Большие изменения в составе, численности и размещении народов Среднего Урала произошли в 1930-1950-е гг. Ускоренная индустриализация, всеобщая коллективизация, правительственные репрессии, голодные годы, война, депортация вызвали приток разнородного в этническом отношении населения. В эти же годы происходили и внутренние миграции населения в связи с привлечением сельского населения в новые отрасли промышленности и строительства.
В новых социальных условиях неизбежно возникали контакты народов, которые приводили к образованию смешанных в этническом отношении семей. Ассимиляция происходила особенно быстро у тех локальных групп населения, которые оказывались в меньшинстве среди численно превосходящего другого народа. Очень часто менялось этническое самосознание, забывались традиции.
Непростой выглядит жизнь российских народов в ХХ в. Многие изменения в обществе некоторых из них привели к гибели, некоторые забыли родную речь и культуру. Стремление обрести утраченное, пользоваться достижениями предков, продиктовано в наши дни создание национально-культурных общественных центров.
Успешно действуют славянские и татаро-башкирские культурные центры в Перми и Екатеринбурге, в районных центрах Артёмовский, Берёзовский, Ревда, Барда, Суксун. Имеется немало культурно-просветительских обществ марийцев, удмуртов, немцев, евреев, поляков, корейцев, азербайджанцев и других народов.
Многие инициативы членов национально-культурных обществ направлены на гармонизацию взаимоотношений народов и создание условий для их самобытности.
Русские – самые многочисленные из всех, проживающих народов Урала.
Чуваши- один из народов, проживающих на Урале (численность в регионе около 185,4 тыс. чел.). Основное место жительства Чувашская республика.
Финно-угорские народы.
Общность 17 российских финно-угорских народов основывается на родственных связях их языков.
В составе финно-угорской языковой семьи три народа – коми-пермяки, коми-зыряне, удмурты – образуют самостоятельную финноязычную группу, которую называют пермской. Эти народы достаточно близки друг другу не только по языку, но и по культуре. Кроме них на Урале проживает часть поволжских финнов – марийцы.
Угорскую группу образуют языки мансийский, хантыйский, венгерский, из которых на Урале представлен один язык – мансийский. Принято считать, что разделение языков на финские и угорские происходило в конце III тыс. до н.э. Наиболее приемлемыми признаются гипотезы, выводящие названия (этнонимы) финны из скандинавских языков, а угры – из древнерусского языка. Первоначально финнами называли северо-прибалтийское население, обитавшее восточнее скандинавов, а уграми – племена, переселявшиеся из Причерноморья к Карпатам.
Коми-Пермяки – коренное население Коми-Пермяцкого автономного округа и части Пермской области.
Основная часть Коми-Пермяков расселена в пределах Коми-Пермяцкого автономного округа, где они составляют 60% населения. За пределами округа исторически сложились две компактные группы К.-п. – язьвинские (живут в Пермском крае в бассейне р. Язьвы, притока Вишеры) и зюздинские (живут в основном в бывшем Зюздинском, ныне Афанасьевском, районе Кировской области, граничащем с Коми-Пермяцким автономным округом). Говорят на коми-пермяцком языке финно-угорской группы алтайской семьи.
Большая часть верующих коми-пермяков – православные, есть старообрядцы. Традиционные занятия коми-пермяков: пашенное земледелие, животноводство, охота и рыболовство.
Впервые о Перми Великой как об отдельной области, граничащей с Пермью Вычегодской, сказано в <<Житии Стефана Пермского>>. Известно также, что в ХV в. у прикамских коми существовало территориальное объединение во главе с князем.
В 1472 г. земли коми-пермяков были присоединены к Московскому государству. В феврале 1925 г. образован Коми-Пермяцкий автономный округ в составе Пермской области (в 2005 г. объединен с Пермской областью в единый субъект РФ – Пермский край). За пределами административных границ округа оказались язьвинские и зюздинские коми-пермяки.
Коми-Зыряне (устаревшее русское название – зыряне) – коренное население республики Коми.
Родственны коми-пермякам и удмуртам. Коми-Зыряне происходят от Перми Вычегодской. С ХVI в. в отношении коми начали употреблять этноним <<сирене>>, <<сиряне>>, <<зыряне>>, заимствованный из языка угров (манси называют коми <<саран>>). В формировании этноса коми приняли участие вепсы, древние марийцы, предки обских угров, восточные славяне.
Происхождение коми-зырян в настоящее время связывают с ванвиздинской и последующей вымской культурами. Традиционные занятия коми – охота, рыболовство, земледелие и животноводство.
Усилиями Стефана Пермского коми-язычники в ХIV в. были обращены в христианство. После разгрома Великого Новгорода (1478) к Москве отошли земли Перми Вычегодской, и коми стали данниками Москвы.
В XVI – XVII вв. коми заселили верховья рек Мезени и Вычегды, проникли в бассейн р. Ижмы и Печоры. Расселение коми на север (Ижму и Печору) и восток (северо-таежное Зауралье) продолжалось до начала ХХ в.
Удмурты – (самоназвание – удморт, укморт; старое русское название – отяки или вотяки, тюркское – ары) – один из народов финно-угорской языковой группы, сформировавшийся как этнос на территории современной республики Удмуртия.
Удмурты – потомки автохтонного населения Волго-Камья, которое связывается с ананьинской культурой. Одно из самых ранних упоминаний об удмуртах встречается у арабского автора XII в. Абу-Хамида ал-Гарнати. В русских источниках удмурты упоминаются с XIV в. под названием арян, арских людей, а также вотяков (отяков).
Под собственным названием удмурты упомянуты в 1770 г. в работе русского ученого Н. П. Рычкова. В состав Русского государства северные удмурты вошли в конце XV в., а южные – в середине XVI в. после присоединения Казанского ханства. В 1920 г. была создана Вотская автономная область. В 1932 г. она переименовывается в Удмуртскую автономную область, которая в 1934 г. была преобразована в автономную республику, с 1991 г. ее название – Республика Удмуртия.
Марийцы. Самоназвание народа пошло от слов мари, марий, что означает <<муж>>, <<мужчина>>. Древнерусское название марийцев – черемисы. Так их именовали в официальной и научной литературе до 1930-х годов. Сами же марийцы себя так никогда не называли. Вот пример, когда этническое имя народа на протяжении длительного времени не получало официального статуса.
Марийцы Урала до наших дней не утратили территории проживания, освоенных их предками в XVI – XVII вв., сохранили многие признаки родной культуры.
Районы расселения марийцев располагаются компактно – в верховьях Сылвы (Суксунский район Пермской области) и верховьях Уфы (Артинский, Ачитский, Красноуфимский, Нижнесергинский районы Свердловской области). Из уральских марийцев наибольшую численность имеют марийцы Республики Башкортостан – свыше 100 тыс. человек. Перепись 1989 г. учла на Урале 143641 чел., осознающих себя марийцами, что составляло 21,4% всех марийцев России. Доля сельского населения среди марийцев достигла 62%.
Сылвенские марийцы.
На Урале группа сылвенских марийцев – одна из малочисленных. По данным переписи 1989 г., она насчитывала 1680 чел. (при общей численности марийцев Пермской области 6,6 тыс. чел.). Самым старым поселением является д. Тебеняки, расположенная на берегу Сылвы. Марийцы называют ее посвоему – Сулий Ял (деревня у Сылвы).
Берегут народные традиции сылвенские марийцы. Среди них трудно найти человека, не знающего хотя бы на бытовом уровне родной язык. Яркие и нарядные национальные костюмы есть едва ли не в каждом доме. Почти каждый знает свою родословную и знает, что предки его пришли на берега Сылвы после присоединения Казани к Москве.
Возрастающий интерес к родной показывает деятельность фольклорных коллективов. У сылвенских марийцев создан детский ансамбль <<Эл чолпан>> (утренняя звезда) в д. Тебеняки, <<Эр ужора>> (утренняя заря) в д. Сызганка, <<Урал сем>> (уральская мелодия) в д. Иванково. Эти коллективы успешно выступают перед земляками и на различных фестивалях.
Сылвенские марийцы помнят и читают рассказы писателя земляка И. Васильева (В. Кук-Ильуш) (1915-1974). В память о нем в д. Иванково заложен парк.
В д. Иванково живет заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл Ю. Евдокимов (Тойварс). Он автор вокальных циклов, симфонических произведений, музыки гимна Республики Марий Эл.
Красноуфимские марийцы.
В наши дни красноуфимские марийцы стремятся познать и развить культурное наследие своего народа. Наиболее ярко и самобытно это стремление проявилось в приобщении к традициям общественного и семейного быта, в песенно-музыкальном и изобразительном творчестве, в изучении родного языка и литературы. А самое главное – в людях крепнет чувство своей этнической принадлежности.
Из среды марийцев вышло немало активистов, которые работают над осуществлением широкой культурно-образовательной программы: организовывают фольклорные фестивали, приглашают в марийские деревни профессиональные и любительские коллективы из республики Марий Эл, распространяют учебную, научную и художественную литературу, поддерживают людей с творческой инициативой. В д. Андрейково Артинского района создается музей писателя-романиста А. Эрыканова (А. Семенова).
Возрождается у красноуфимских марийцев очень популярный в прошлом праздник Ага-Пайрам. Его проводят уже несколько лет после окончания полевых работ, причем в разных населенных пунктах.
В местах с преобладанием марийского населения возрождается свадебная обрядность с магическими действиями и ритуалами.
Красноуфимские марийцы гордятся своими земляками – поэтом С. В. Николаевым из с. Сарсы-Первые, писателем, заслуженным работником культуры Республики Марий Эл А. И. Сапиным из с. Тавра, актрисой М. М. Митрофановой из с. Юва.
Манси. Манси на Урале всегда были малочисленным народом. По данным 1850-х гг., в Пермской губернии их проживало 1920 человек. Они объединялись в 5 изолированных друг от друга групп: верхотурскую (лозьвинскую), чердынскую (вишерскую), кунгурскую (чусовскую), красноуфимскую (бисертскую), итбитскую. В конце 1980-х гг. их зарегистрировано 200 чел. – 30 в Пермской и 170 в Свердловской области. На севере Свердловской области, в Ивдельском районе (в верховьях рек Лозьвы и Пелыма), манси живут компактно, сохраняя традиционную культуру.
К сожалению, манси, жившие в исконных местах на современной территории Пермской области (в 1897 г. в верховьях Вишеры их насчитывалось 79 чел., по р. Чусовой – 193 чел.), давно покинули эти места. 30 манси, по переписи 1989 г., живут в городах и не являются носителями народной культуры, хотя родной язык забыли не все. По данным переписи населения 2002 г., численность манси, проживающих на территории России, составляет 12 тысяч человек.
Среди ивдельских манси Свердловской области сохранились фамилии, известные в верховьях Лозьвы с XVII в. – Анямов, Бахтияров, Хандыбин. Один из последних представителей рода Бахтияровых – Алексей – занимается сегодня, как и его предки, оленеводством.
Есть сведения, что верхневишерские манси-оленеводы до сих пор поклоняются идолам. Деревянные изваяния богов и духов стоят в потаенных местах, о них заботятся, кормят, одевают, тщательно избегая показывать посторонним. Поклонение богам и духам у манси всегда было скрытным, соблюдалось множество суеверных запретов.
Сегодня манси остается все меньше и меньше. При этом, по старым традициям живет всего пара десятков человек. Молодежь ищет лучшей жизни и не знает даже языка. В поисках заработка молодые манси стремятся уехать в Ханты-Мансийский округ для получения образования и ради заработка.
Тюркские народы.
На Урале издавна проживает тюркское население – татары и башкиры. Все они осознают себя тюрками и мусульманами.
По данным переписи населения 2002 года в Пермской области насчитывалось 136,6 тыс. татар (4,8 %) и 40,7 тыс. башкир (1,4 %), в Свердловской области — 168,1 тыс. татар (3,75 %) и 37,3 тыс. башкир (0,68 %). Татары и башкиры в настоящее время заселяют Бардымский, Уинский, Ордынский, Суксунский, Октябрьский районы Пермской области, Красноуфимский, Артинский, Ачитский, Нижнесергинский районы Свердловской области, Аргаяшский, Кунашакский, Кусинский, Багарякский, Нязепетровский районы, есть также этнографическая группа нагайбаков в Челябинской области.
Значительную роль в этнокультурном развитии башкир и татар Среднего Урала сыграли их близкие контакты, приведшие к тому, что во многих местах невозможно обозначить не только границы расселения двух народов, но и своеобразные черты их культуры и быта. Значительная часть башкир попала под влияние татар и была ими ассимилирована. Сближение народов происходило в условиях единой конфессиональной среды – мусульманства. Башкиры, овладевшие татарской речью, записывались татарами. Подобная тенденция наблюдается и в наше время. Только в Пермской области в 1989 г. 30% башкир назвали родным языком татарский.
В этнографии уже давно принято рассматривать культуру и быт башкир и татар Среднего Урала вместе, хотя некоторые исследователи делали попытки определить их этническую специфику.
Наиболее крупными территориальными группами тюркского населения считаются тулвинские башкиры и татары, сылвенско-иренские татары, верхнеуфимские татары.
Современное татарское жилище отличается чистотой. Полы накрыты домоткаными и покупными коврами, на стенах – узорные полотенца и подзоры. Полотенца являются предметом гордости хозяйки. В жилое помещение никто не входит в той обуви, в которой ходят по улице.
У современных татар по-прежнему популярен сабантуй. Неотъемлемой частью праздника стало подведение итогов весенних полевых работ, чествование лучших тружеников, вручение подарков, а в последние годы – распродажа товаров, продуктов и кондитерских изделий.
Сейчас на Урале проживают представители около 200 различных национальностей. Осознание ими необходимости сохраняться как народам, изменение политики правительства в пользу поддержки их культурно-исторического наследия, дают надежду, что Урал будет восприниматься не только как <<опорный край державы>>, но и как содружество различных народов с неповторимой культурой и уникальным опытом освоения природных ресурсов, развития межэтнического взаимодействия.
Источники: Чагин, Г. Н. Народы и культура Урала в XIX – XX вв. Екатеринбург, 2002.
История Урала: словарь-справочник. Екатеринбург, 2006.
Родина.- 2001. — № 11. – С. 27- 33.
Фото из сети Интернет